Как работает спортивный психолог с игроками и командой в Valorant? Ответ на этот вопрос вы узнаете в видео под авторством Nortron. В видеоролике разговор пойдет о таких командах как: нави (navi), астралис (astralis), фнатик (fnatic), ог (OG), а также игроках s1mple, perfecto, jw, gla1ve, zonic. Психология киберспорта очень важная для игроков и тренеров в киберспортивных играх Valorant.
Спортивная психология — это одно из направлений как социальной, так и общей психологии. Оно появилось недавно, до этого роль психолога исполнял тренер, он же играл и почти все остальные роли в команде или индивидуальном тренинге.
Помощь психолога в большом спорте относится к области классической, «чистой» психологии. Специалисты-профессионалы давно доказали, что проблемы в спорте корнями часто уходят в детство, детские травмы и обиды, в подавление родителями воли ребенка или другие детско-родительские отношения. Качественное регулярное консультирование хорошего спортивного психолога налаживает все сферы: тренировочный процесс, общение с людьми в повседневной жизни.
Задачи спортивного психолога
Безусловно, хороший тренер знаком с азами психологии, никто с этим не спорит. Однако у тренера все же главная задача — это спортивные достижения подопечных: голы, секунды, метры. Спортивный же психолог должен следить за тем, чтобы в процессе тренировок и состязаний на спортсменов не так сильно воздействовал стресс.
Во многих командах отношение к психологам настороженное, поэтому нет смысла сходу объявлять, что с ними будет работать именно этот специалист, можно представить его как помощника тренера.
Общепризнанные задачи спортивных психологов
- Спортивная профориентация (определение максимально подходящего для ребенка вида спорта).
- Подготовка к соревнованиям (устранение тревожности, мотивация).
- Разработка стратегии в соревновательный период.
- Реабилитация после состязаний.
- Определение и разрешение кризисных состояний.
- Психологический отбор спортсменов в конкретных видах спорта;
- Спортивная профориентация;
- Определение предпосылок развития необходимых психологических качеств спортсменов;
- Диагностика и учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений;
- Разработка для каждого спортсмена индивидуального плана развития способностей, стратегии подготовки и соревновательного поведения;
- Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям;
- Постсоревновательная реабилитация;
- Проведение командных тренингов (на командообразование, сплоченность коллектива, работу с конфликтами, развитие команды);
- Обучение навыкам мысленной тренировки, расслабления и снятия стресса;
- Проработка страхов, связанных со спортивной деятельностью;
- Разрешение и выход из кризисной психологической ситуации;
- Психологическая поддержка и адаптация спортсмена, получившего тяжелую травму;
- Профессиональное реориентирование спортсмена (после выхода спортсмена из спортивной карьеры).
Психолог беседует индивидуально или с командой, дает советы (многие потом сами спрашивают их). У таких специалистов нет разделения по видам спорта.
Этапы работы спортивного психолога Валорант
- Сначала необходимо понять, что требуется от спортсмена, чего он хочет сам (берутся во внимание достижения не обязательно в спорте, но и в повседневной жизни).
- Тестирование помогает определить недостаточно сильные и хорошо «развитые» стороны человека.
- Составляется программа для спортсмена (а иногда и для его семьи!).
- Находятся оригинальные решения при индивидуальных проблемах, компромиссы, когда спорт начинает «мешать» учебе или личным отношениям.
- Помощь в достижении результатов с минимальными душевными травмами и переживаниями.
Тренер VS психолог
Известно, что во многих командах тренер вынужден выполнять не только тренерские функции, но и административные, финансовые и психологические. Однако это вынужденная мера, скорее, связанная с нехваткой квалифицированных кадров.
Только наметанный глаз опытного психолога вовремя может заметить изменения в состоянии спортсмена и сразу заняться их коррекцией, чтобы не было «выгорания» или перетренированности.
Случается так, что спортсмен перестает общаться, уходит в свои мысли, близок к депрессии. Опять же нужна помощь профессионала.
Еще одна роль психолога — это служить своеобразным «буфером» между тренером и игроком. Если тренер «накачивает» спортсмена на победу, развивая спортивную злость и другие стрессирующие виды поведения, то психолог, имея в арсенале современные методики, смягчает напряжение, не влияя при этом на достижение хорошего результата.
Зарплата спортивных психологов в 2023 году
Подобные специалисты весьма востребованы в детских спортивных школах, национальных сборных и командам по различным видам спорта, в фитнес-индустрии. При этом зарплата может быть самой разной: от ставки в 35000 руб./мес. до 120000 руб./мес.
Тем не менее, спортивный психолог может оказывать и частные консультационные услуги — и в этом случае его заработок будет напрямую зависеть от количества клиентов и востребованности.
Плюсы и минусы профессии спортивного психолога
Плюсы:
- Интересная работа;
- Возможность помогать людям;
- Достойная зарплата;
- Можно работать на себя.
Минусы:
- Стресс и конфликтные ситуации;
- Требуется длительное обучение;
- Ненормированный рабочий день.
Работа практического психолога в спорте
К спортивному психологу предъявляются высокие профессиональные требования в области практической психологии. Его работа состоит в психологическом обеспечении подготовки спортсмена и спортивной деятельности. Эта работа включает в себя:
- Психодиагностику;
- Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации;
- Психологическую подготовку;
- Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.
Психодиагностика в спорте – это использование методов психологии для оценки тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит успех спортивной деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:
- особенности проявления и развития психических процессов;
- психические состояния (актуальные и доминирующие);
- свойства личности;
- социально-психологические особенности деятельности.
Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.
Как отмечает Г.Д. Горбунов, в ходе психодиагностики оказывается воздействие на спортсмена. Это необходимо учитывать и использовать.
Что сообщить спортсмену из полученных данных, когда и в какой форме? Нельзя забывать, что неправильно или плохо организованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-то тестирования может невольно вызывать ненужный ход мыслей и изменение его состояний. Тем более рекомендации должны базироваться на знаниях условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологических особенностях спортсменов.
Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут быть адресованы тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, семье, товарищам – всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действиями может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.
Выделяют психологическую подготовку тренера и спортсмена. В свою очередь, в психологической подготовке спортсмена различают четыре ее вида:
- психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу;
- общая психологическая подготовка к соревнованиям;
- специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;
- коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.
Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена осуществляется в тех случаях, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена. Управление может осуществляться за день до соревнований или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятия либо в определенном тренировочном цикле.
Само по себе понятие «психологическое обеспечение» предусматривает широкий круг научно-исследовательских, научно-практических и организационных вопросов, где переплетаются задачи психологии, педагогики и смежных дисциплин.
По мнению Г.Д. Горбунова, психолог в спорте должен быть не только специалистом по диагностике, но и педагогом-психологом. Современные понятия о профессионализме психолога требуют от него не только глубины теоретических знаний и владения методами изучения человека, но и умения тактично и своевременно выдавать спортсмену, тренеру эффективно воздействующую, полезную информацию. Для этого психолог-практик обязан владеть методами воздействия так же качественно, как он владеет методами исследования. Спорту нужен психолог, который может, длительно находясь на учебно-тренировочных сборах, сжиться со спортсменами, организовать коллектив и настроение в нем. Он должен воспитывать значимые для спорта свойства личности, создавать нужные психические состояния, снимать последствия монотонии; проводить сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга. Он может обучать спортсменов приемам саморегуляции; ненавязчиво проводить со спортсменами беседы о тренировках и соревнованиях (а также об учебе, работе, любви, музыке, кино, театре, книгах и т.д.). Он должен быть способен улаживать конфликты, секундировать в соревнованиях, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива и делать массу других, казалось бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни.
Заинтересованные психологи дополняют базовое образование годами самостоятельной работы и самообразования, осваивают, апробируют и совершенствуют методы воздействия в своей практической деятельности. Если психолог не переходит от методов исследования к методам воздействия, он вряд ли получит лестную оценку от спортсмена и тренера.
Главный критерий деятельности практического психолога спорта – быть полезным спортсмену и тренеру, своим непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена. Эта полезность и продуктивность деятельности психолога спорта определяется системой отдельных звеньев его профессиональной подготовки:
- базовым теоретическим, психолого-педагогическим образованием;
- овладением методами психологического исследования и грамотной интерпретацией получаемых данных;
- овладением методами психолого-педагогического воздействия.
Практическая психология спорта, по мнению Г.Д. Горбунова, вполне может быть названа спортивно-педагогической психологией или спортивно-психологической педагогикой, но лучше всего для восприятия и точнее по сути – психопедагогикой спорта. В ее основе лежит психология изучения и воздействия, а главная ее задача – психологическое обеспечение подготовки спортсмена.
Комментарии